Театр Корша

Петровский переулок, 3
Станция метро «Чеховская»
Известный московский театр, основанный антрепренером Федором Адамовичем Коршем в 1882 году. С начала 1920-х театр несколько раз менял свое название («3-й театр РСФСР. Комедия», Московский драматический театр и т. д.). В 1933 году театр был расформирован, а в его здании расположился филиал МХАТа. Театр Ф. А. Корша был упомянут Булгаковым в повести «Роковые яйца» и запечатлен в романе «Записки покойника» как театр Шлиппе. В настоящее время здесь находится Государственный театр наций.
В здании бывшего коршевского театра Булгаков регулярно бывал в середине 1930-х годов. В 1934–1935 годах здесь проходили репетиции и постановка спектакля «Пиквикский клуб», в котором Михаил Афанасьевич исполнял роль президента суда. Актер Григорий Конский, деливший гримерку с Булгаковым, вспоминал: «В открытую дверь уборной быстро входит крепко и ладно сложенный светловолосый человек среднего роста. В одной руке у него бутылка нарзана, в другой стакан. Одет он в какой-то коричневатый, мохнатый, свободно, даже чуть-чуть мешковато сидящий на нем костюм, который сам именует почему-то „верблюжьим“. Это Михаил Афанасьевич». В тот день Булгаков интересовался у артистов, сколько времени может работать включенное радио — впоследствии выяснилась и причина вопроса: «Дело в том, что соседи, которые живут у меня за стеной, в соседней квартире, уехали на зимовку, дома никого не осталось, квартиру, натурально, опечатали, а они забыли выключить радио. Вот оно и бушует целые сутки, утром и вечером». десь же, в филиале МХАТа, с осени 1935 года проходили репетиции булгаковского «Мольера», а в феврале 1936 года состоялась премьера спектакля.
Читать также:
  • адрес

    Адрес Владимира Ивановича Немировича-Данченко

    В этом доме с 1938 по 1943 год жил режиссер Владимир Иванович Немирович-Данченко. Здесь 9 августа 1939 года Булгаков обсуждал с режиссером пьесу о Сталине «Батум». После беседы Булгаков вместе с Еленой Сергеевной и артистами МХАТа 14 августа отправился в Батуми за сбором дополнительного материала, но уже в Туле сошел с поезда и вернулся обратно.
  • адрес

    Малая сцена МХАТ

    Здесь в апреле 1925 года Михаил Булгаков получил от режиссера Б. И. Вершилова предложение инсценировать роман «Белая гвардия» для МХАТа. Этот биографический эпизод обыгрывается Булгаковым в романе «Записки покойника», в сцене диалога Сергея Максудова и Ксаверия Ильчина. Здание не сохранилось.
  • адрес

    Театр Мейерхольда

    В Театре Мейерхольда Булгаков был в начале зимы 1927 года вместе со своей второй женой Л. Е. Белозерской на генеральной репетиции «Ревизора». Постановка ему решительно не понравилась, как писала Л. Е. Белозерская: «Такое самовольное вторжение в произведение искажает замысел автора». 7 февраля 1927 года Булгаков вопреки своим правилам пришел на громкий диспут в Театре Мейерхольда «Любовь Яровая» — «Дни Турбиных», чтобы посмотреть на ненавистного критика А. Орлинского. В мае 1927 года Мейерхольд, узнав, что Булгаков пишет новую пьесу («Бег»), обратился к нему с просьбой дать что-нибудь новое для его театра. В ответном письме Булгаков отказал режиссеру — театральная техника Мейерхольда была ему крайне чужда. Впрочем, язвительные отзывы о творчестве режиссера появились в прозе Булгакова гораздо раньше — в начале 1920-х годов.