Театр Корша

Петровский переулок, 3
Станция метро «Чеховская»
Известный московский театр, основанный антрепренером Федором Адамовичем Коршем в 1882 году. С начала 1920-х театр несколько раз менял свое название («3-й театр РСФСР. Комедия», Московский драматический театр и т. д.). В 1933 году театр был расформирован, а в его здании расположился филиал МХАТа. Театр Ф. А. Корша был упомянут Булгаковым в повести «Роковые яйца» и запечатлен в романе «Записки покойника» как театр Шлиппе. В настоящее время здесь находится Государственный театр наций.
В здании бывшего коршевского театра Булгаков регулярно бывал в середине 1930-х годов. В 1934–1935 годах здесь проходили репетиции и постановка спектакля «Пиквикский клуб», в котором Михаил Афанасьевич исполнял роль президента суда. Актер Григорий Конский, деливший гримерку с Булгаковым, вспоминал: «В открытую дверь уборной быстро входит крепко и ладно сложенный светловолосый человек среднего роста. В одной руке у него бутылка нарзана, в другой стакан. Одет он в какой-то коричневатый, мохнатый, свободно, даже чуть-чуть мешковато сидящий на нем костюм, который сам именует почему-то „верблюжьим“. Это Михаил Афанасьевич». В тот день Булгаков интересовался у артистов, сколько времени может работать включенное радио — впоследствии выяснилась и причина вопроса: «Дело в том, что соседи, которые живут у меня за стеной, в соседней квартире, уехали на зимовку, дома никого не осталось, квартиру, натурально, опечатали, а они забыли выключить радио. Вот оно и бушует целые сутки, утром и вечером». Здесь же, в филиале МХАТа, осенью и зимой сезона 1935/1936 проходили репетиции булгаковского «Мольера».
Читать также:
  • адрес

    Адрес Константина Сергеевича Станиславского

    В этом доме К.С. Станиславский жил с 1921 по 1938 г. В сентябре 1925 г. Булгаков был приглашен к нему для чтения пьесы «Дни Турбиных». Это событие иронически изображено Булгаковым в романе «Записки покойника» — в сцене читки у Ивана Васильевича. С 1938 (до 1993) года переулок назывался улицей К.С. Станиславского.
  • адрес

    Театр Мейерхольда

    В Театре Мейерхольда Булгаков был в начале зимы 1927 года вместе со своей второй женой Л. Е. Белозерской на генеральной репетиции «Ревизора». Постановка ему решительно не понравилась, как писала Л. Е. Белозерская: «Такое самовольное вторжение в произведение искажает замысел автора». 7 февраля 1927 года Булгаков вопреки своим правилам пришел на громкий диспут в Театре Мейерхольда «Любовь Яровая» — «Дни Турбиных», чтобы посмотреть на ненавистного критика А. Орлинского. В мае 1927 года Мейерхольд, узнав, что Булгаков пишет новую пьесу («Бег»), обратился к нему с просьбой дать что-нибудь новое для его театра. В ответном письме Булгаков отказал режиссеру — театральная техника Мейерхольда была ему крайне чужда. Впрочем, язвительные отзывы о творчестве режиссера появились в прозе Булгакова гораздо раньше — в начале 1920-х годов.
  • адрес

    МХАТ

    Со МХАТом Булгакова связывали сложные многолетние отношения, отчасти описанные им в романе «Записки покойника». Здесь 5 октября 1926 г. состоялась премьера «Дней Турбиных». «Бег», «Кабала святош», «Батум» и многие другие пьесы были написаны именно для МХАТа, а в 1930 г. Булгаков был зачислен туда ассистентом режиссера. Кстати, переулок во времена Булгакова так и назывался — Проезд Художественного театра.