Театр рабочей молодежи (ТРАМ)

Улица Малая Дмитровка, 6
Станция метро «Тверская, Чеховская»
Дом был построен в 1908 году по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица для купеческого клуба. С 1917 года в здании в разное время располагались «Дом анархии», Центральная школа партийной и советской работы, Коммунистический институт им. Якова Свердлова и кинотеатр. В 1927 году здесь разместился Театр рабочей молодежи. С 1 апреля 1930 года по 15 марта 1931 года Булгаков работал консультантом театра, в его обязанности входило рецензирование пьес. В феврале 1938 года театр получил имя Московский театр имени Ленинского комсомола, и его стали называть «Ленком».
В дневнике Е. С. Булгаковой сохранились воспоминания о том, как в 1930 году писателя посетили трамовцы: «Я как раз была у М. А. на Пироговской, туда пришли Ф. Кнорре и П. Соколов (первый, кажется, завлит ТРАМа, а второй — директор) с уговорами, чтобы М. А. поступил режиссером в ТРАМ. Я сидела в спаленке, а М. А. их принимал у себя в кабинете. Но ежеминутно прибегал за советом. В конце концов я вышла, и мы составили договор». Почти год Булгаков совмещал работу в двух театрах: днем был во МХАТе, вечером отправлялся в ТРАМ. В марте 1931 года Булгаков ушел из ТРАМа (в письме к Сталину от 30 мая 1931 года он указал причину: «Почувствовал, что мозг отказывается служить и что пользы ТРАМу не приношу») и полностью сосредоточился на работе во МХАТе. Служба в Театре рабочей молодежи помогала писателю справляться с финансовыми трудностями, о чем он сообщал в письме к брату Николаю (от 7 августа 1930 года): «Деньги нужны остро. И вот почему: в МХТ жалованья назначено 150 рублей в месяц, но и их я не получаю, т. к. они мною отданы на погашение последней 1/4 подоходного налога за истекший год. Остается несколько рублей в месяц. Помимо них, 300 рублей в месяц я получаю в театре, носящем название ТРАМ. <…> Но денежные раны, нанесенные мне за прошлый год, так тяжки, так непоправимы, что и 300 трамовских рублей как в пасть валятся на затыкание долгов».
Читать также:
  • адрес

    Адрес актера МХАТа Владимира Августовича Степуна

    После громких скандалов вокруг пьесы «Дни Турбиных», последовательных запрещений, разрешений, писем из ОГПУ и Наркомпроса 5 октября 1926 года в МХАТе все-таки состоялась долгожданная премьера. Актер Художественного театра Владимир Августович Степун предоставил свою квартиру для праздничного банкета по случаю премьеры — в маленьких комнатах Булгакова разместить всех гостей было невозможно.
  • адрес

    Театр Мейерхольда

    В Театре Мейерхольда Булгаков был в начале зимы 1927 года вместе со своей второй женой Л. Е. Белозерской на генеральной репетиции «Ревизора». Постановка ему решительно не понравилась, как писала Л. Е. Белозерская: «Такое самовольное вторжение в произведение искажает замысел автора». 7 февраля 1927 года Булгаков вопреки своим правилам пришел на громкий диспут в Театре Мейерхольда «Любовь Яровая» — «Дни Турбиных», чтобы посмотреть на ненавистного критика А. Орлинского. В мае 1927 года Мейерхольд, узнав, что Булгаков пишет новую пьесу («Бег»), обратился к нему с просьбой дать что-нибудь новое для его театра. В ответном письме Булгаков отказал режиссеру — театральная техника Мейерхольда была ему крайне чужда. Впрочем, язвительные отзывы о творчестве режиссера появились в прозе Булгакова гораздо раньше — в начале 1920-х годов.
  • адрес

    Бывший Главрепертком

    Булгаков не раз посещал Главный репертуарный комитет, выдававший разрешения на постановку пьес. Каждую пьесу ему приходилось с огромным трудом пробивать через комитет. Некоторые (например, «Бег») были запрещены цензурой, другие с боем, но все же попадали на сцену («Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Багровый остров»).