Воробьевы горы

Воробьевы горы
Станция метро «Воробьевы горы»
Это место Булгаков описал в рассказе «Сорок сороков»: «Я мечтаю, как летом взлезу на Воробьевы, туда, откуда глядел Наполеон, и посмотрю, как горят сорок сороков на семи холмах, как дышит, блестит Москва. Москва-мать». И отсюда много лет спустя Воланд и его свита в финале «Мастера и Маргариты» отправились в путь из Москвы. С 1935 по 1999 год горы назывались Ленинскими.
В одной из редакций романа (1934 года, глава «Ссора на Воробьевых горах») прощальный свист героев был вполне оправданным действием: Бегемот и Коровьев отражают атаку преследователей — агентов в противогазах (вместе с берегом рушится одна из башен Новодевичьего монастыря). «Из всех трех лодок высыпались на берег вооруженные люди и по команде „бегом!“ бросились штурмовать холм. Лица их были, как лица странных чудовищ, с огромными глазищами серого безжизненного цвета и с хвостом вместо носа. — Э... да они в масках, — проворчал Азазелло. Прибытие людей более всего почему-то расстроило Бегемота. Бия себя лапами в грудь, он разорался насчет того, что это ему надоело, что он даже на лошадь не может сесть спокойно и что все эти маски ни к чему, что он раздражен!»
Читать также:
  • маршрут

    В поисках особняка Маргариты

  • адрес

    Театр сатиры

    В 1934 г. Булгаков подписал договор с Театром сатиры на пьесу «Блаженство», переработанную затем в комедию «Иван Васильевич» (ее экранизировал Л. Гайдай в 1973 г.). Правда, в то время Театр сатиры располагался на противоположной стороне площади. В 1974 г. старое здание театра было снесено.
  • адрес

    Дом Нирнзее

    В знаменитом доме Нирнзее (назван по имени архитектора и владельца) писатель нередко бывал: на первом этаже находилась редакция Московского бюро берлинской газеты «Накануне», в которой он публиковался. Финальная сцена повести Булгакова «Дьяволиада» (1924 г.) разворачивается на крыше этого здания.