Дом страхового общества «Россия» (ЛИТО Главполитпросвета Наркомпроса)

Сретенский бульвар, 6/1
Станция метро «Тургеневскя»
С 1 октября по 1 декабря 1921 г. Булгаков работал секретарем Литературного отдела Главного политико-просветительского комитета Народного комиссариата просвещения, возглавляемого женой Ленина — Н. Крупской. Об этом времени Булгаков писал в «Записках на манжетах». А бесконечные коридоры ЛИТО, наряду с коридорами дома Нирнзее и Дворца Труда, можно узнать в повести «Дьяволиада».
На работу в ЛИТО ГПП НКП Булгаков устроился 30 сентября 1921 года — с 1 октября он приступил к исполнению своих обязанностей, к которым относилось руководство письменной работой отдела, составление протоколов заседаний ЛИТО и повестки дня, деловая переписка с учреждениями, доклады заведующему отделом о работе отдела и т. д. Дни Булгакова в отделе были сочтены еще при поступлении на должность секретаря — летом 1921 года Совнарком выпустил постановление о сокращении штатов Главполитпросвета на 50%, причем литературный отдел весь подлежал упразднению. На 1 сентября в отделе числились 18 человек, а уже в середине ноября кроме Булгакова в отделе оставались В. С. Богатырев (врид зав. отд.), приятель Булгакова А. И. Эрлих (в загадочной должности «заведывающий отделением связи с местами»), старший делопроизводитель К. Д. Брагина и две машинистки. 23 ноября отдел был полностью расформирован, с 1 декабря сотрудников уволили в полном составе. Булгаков писал об этом в «Записках на манжетах»: «Как капитан с корабля, я сошел последним. Дела <...> приказал подшить и сдать. Потушил лампу собственноручно и вышел. И немедленно с неба повалил снег. Затем дождь. Затем не снег и не дождь, а так что-то лепило в лицо со всех сторон. В дни сокращений и такой погоды Москва ужасна. Да-с, это было сокращение».
Читать также:
  • адрес

    Театр Мейерхольда

    В Театре Мейерхольда Булгаков был в начале зимы 1927 года вместе со своей второй женой Л. Е. Белозерской на генеральной репетиции «Ревизора». Постановка ему решительно не понравилась, как писала Л. Е. Белозерская: «Такое самовольное вторжение в произведение искажает замысел автора». 7 февраля 1927 года Булгаков вопреки своим правилам пришел на громкий диспут в Театре Мейерхольда «Любовь Яровая» — «Дни Турбиных», чтобы посмотреть на ненавистного критика А. Орлинского. В мае 1927 года Мейерхольд, узнав, что Булгаков пишет новую пьесу («Бег»), обратился к нему с просьбой дать что-нибудь новое для его театра. В ответном письме Булгаков отказал режиссеру — театральная техника Мейерхольда была ему крайне чужда. Впрочем, язвительные отзывы о творчестве режиссера появились в прозе Булгакова гораздо раньше — в начале 1920-х годов.
  • адрес

    Встреча Булгакова с А.И.Эрлихом и последующее устройство на работу в «Гудок»

    С писателем и журналистом Ароном Эрлихом Булгаков познакомился осенью 1921 года в литературном отделе Главполитпросвета Народного комиссариата просвещения. Знакомство с ним писатель Булгаков изобразил в «Записках на манжетах» («высокий, очень молодой в пенсне»). В апреле 1922 года Булгаков случайно встретился с Эрлихом в Столешниковом переулке — Арон Исаевич помог ему устроиться в газету «Гудок» литобработчиком писем.
  • адрес

    Адрес машинистки Булгакова Ирины Сергеевны Раабен

    Ирина Раабен была первой машинисткой писателя и печатала всю его прозу до весны 1924 г. Именно здесь, в угловом доме в большой шестикомнатной квартире, шестью окнами выходившей на Тверскую, а четырьмя во двор, Булгаков диктовал письмо к Н. Крупской с просьбой о помощи — жилтоварищество дома 10 по Большой Садовой отказывалось его прописать в квартире № 50. Сегодня на месте того дома расположен Концертный зал им. Чайковского.