Театр Мейерхольда

Триумфальная площадь, 4
Станция метро «Маяковская»
В Театре Мейерхольда Булгаков был в начале зимы 1927 года вместе со своей второй женой Л. Е. Белозерской на генеральной репетиции «Ревизора». Постановка ему решительно не понравилась, как писала Л. Е. Белозерская: «Такое самовольное вторжение в произведение искажает замысел автора». 7 февраля 1927 года Булгаков вопреки своим правилам пришел на громкий диспут в Театре Мейерхольда «Любовь Яровая» — «Дни Турбиных», чтобы посмотреть на ненавистного критика А. Орлинского. В мае 1927 года Мейерхольд, узнав, что Булгаков пишет новую пьесу («Бег»), обратился к нему с просьбой дать что-нибудь новое для его театра. В ответном письме Булгаков отказал режиссеру — театральная техника Мейерхольда была ему крайне чужда. Впрочем, язвительные отзывы о творчестве режиссера появились в прозе Булгакова гораздо раньше — в начале 1920-х годов.
Первые упоминания Мейерхольда появляются в автобиографических «Записках на манжетах», а затем Булгаков посвящает режиссеру главку в серии очерков «Столица в блокноте». Ироничная «Биомеханическая глава» была напечатана в газете «Накануне» в феврале 1923 года: «В общипанном, ободранном, сквозняковом театре вместо сцены — дыра (занавеса, конечно, нету и следа). В глубине — голая кирпичная стена с двумя гробовыми окнами. А перед стеной сооружение. По сравнению с ним проект Татлина может считаться образцом ясности и простоты». Так Булгаков описывал знаменитую постановку «Великодушного рогоносца». В середине 1920-х годов в повести «Роковые яйца» он еще раз помянул режиссера: «Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского „Бориса Годунова“, когда обрушились трапеции с голыми боярами, выбросил движущуюся разных цветов электрическую вывеску…»
Читать также:
  • адрес

    Театр рабочей молодежи (ТРАМ)

    Дом был построен в 1908 году по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица для купеческого клуба. С 1917 года в здании в разное время располагались «Дом анархии», Центральная школа партийной и советской работы, Коммунистический институт им. Якова Свердлова и кинотеатр. В 1927 году здесь разместился Театр рабочей молодежи. С 1 апреля 1930 года по 15 марта 1931 года Булгаков работал консультантом театра, в его обязанности входило рецензирование пьес. В феврале 1938 года театр получил имя Московский театр имени Ленинского комсомола, и его стали называть «Ленком».
  • адрес

    Адрес Владимира Ивановича Немировича-Данченко

    В этом доме с 1938 по 1943 год жил режиссер Владимир Иванович Немирович-Данченко. Здесь 9 августа 1939 года Булгаков обсуждал с режиссером пьесу о Сталине «Батум». После беседы Булгаков вместе с Еленой Сергеевной и артистами МХАТа 14 августа отправился в Батуми за сбором дополнительного материала, но уже в Туле сошел с поезда и вернулся обратно.
  • адрес

    Сад Аквариум

    С 1911 г. в Саду работал цирк братьев Никитиных, упомянутый в повести «Собачье сердце» — именно туда доктор Борменталь водил Шарикова. В 1926-1936 гг. в Саду располагался Московский Мюзик-Холл (здание не сохранилось, на его месте построен Театр сатиры). Вероятно, Сад Аквариум и Мюзик-Холл стали прототипами Летнего сада и Варьете в романе «Мастер и Маргарита». Именно там Воланд устроил знаменитый сеанс черной магии и ее разоблачения. Сад «Аквариум» Булгаков видел каждый день из окна коммунальной кухни кв. 50 дома 10 по Большой Садовой.