Адрес Константина Сергеевича Станиславского

Леонтьевский переулок, 6
Станция метро «Маяковская»
В этом доме К.С. Станиславский жил с 1921 по 1938 г. В сентябре 1925 г. Булгаков был приглашен к нему для чтения пьесы «Дни Турбиных». Это событие иронически изображено Булгаковым в романе «Записки покойника» — в сцене читки у Ивана Васильевича. С 1938 (до 1993) года переулок назывался улицей К.С. Станиславского.
Частично опубликованный роман Булгакова «Белая гвардия» привлек внимание мхатовцев, и в апреле 1925 года писателю предложили его инсценировать. В конце августа Булгаков получил записку от режиссера МХАТа И. Я. Судакова: «Завтра, в воскресенье, в 3 часа дня. Вы должны читать пьесу К. С. Станиславскому у него на квартире. Леонтьевский пер., д. № 6». Знаменитому режиссеру инсценировка показалась затянутой, и автор отправился дорабатывать пьесу. В октябре 1925 года нарком просвещения Луначарский дал отрицательный отзыв на пьесу, тем не менее в январе 1926 года артисты приступили к репетициям. Но вокруг пьесы по-прежнему кипели страсти — ее то разрешали, то запрещали, то разрешали снова. В мае у писателя был произведен обыск, в сентябре пьесу «Дни Турбиных» запретил Главрепертком, а автора вызвали на допрос в ОГПУ. После генеральной репетиции (в присутствии членов правительства) пьеса, наконец, была разрешена, и 5 октября 1926 года состоялась долгожданная премьера. Спектакль произвел эффект разорвавшейся бомбы. Даже спустя три года он все еще вызывал сильные чувства. Д. Шостакович смотрел постановку в 1928 году и писал своему другу: «В „Днях Турбиных“ есть места подлинного трагизма, что даже в театре раздавались громкие рыдания».
Читать также:
  • адрес

    Театр Мейерхольда

    В Театре Мейерхольда Булгаков был в начале зимы 1927 года вместе со своей второй женой Л. Е. Белозерской на генеральной репетиции «Ревизора». Постановка ему решительно не понравилась, как писала Л. Е. Белозерская: «Такое самовольное вторжение в произведение искажает замысел автора». 7 февраля 1927 года Булгаков вопреки своим правилам пришел на громкий диспут в Театре Мейерхольда «Любовь Яровая» — «Дни Турбиных», чтобы посмотреть на ненавистного критика А. Орлинского. В мае 1927 года Мейерхольд, узнав, что Булгаков пишет новую пьесу («Бег»), обратился к нему с просьбой дать что-нибудь новое для его театра. В ответном письме Булгаков отказал режиссеру — театральная техника Мейерхольда была ему крайне чужда. Впрочем, язвительные отзывы о творчестве режиссера появились в прозе Булгакова гораздо раньше — в начале 1920-х годов.
  • адрес

    Бывший Главрепертком

    Булгаков не раз посещал Главный репертуарный комитет, выдававший разрешения на постановку пьес. Каждую пьесу ему приходилось с огромным трудом пробивать через комитет. Некоторые (например, «Бег») были запрещены цензурой, другие с боем, но все же попадали на сцену («Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Багровый остров»).
  • адрес

    Театр сатиры

    В 1934 г. Булгаков подписал договор с Театром сатиры на пьесу «Блаженство», переработанную затем в комедию «Иван Васильевич» (ее экранизировал Л. Гайдай в 1973 г.). Правда, в то время Театр сатиры располагался на противоположной стороне площади. В 1974 г. старое здание театра было снесено.