Bulgakov
Museum

Download our new free mobile app BULGAKOV MAP for IOS / Android

The place where Annushka spilled the oil

Malaya Bronnaya Street
Subway station «Mayakovskaya»
This is the supposed place of MASSOLIT Chairman Mikhail Berlioz’s death in The Master and Margarita: ‘And right then a tram came hurtling along, turning down the newly-laid line from Ermolaevsky to Bronnaya. The tram went over Berlioz and a dark, round object was thrown out under the fence of Patriarch’s Path onto the cobbled slope. It was the severed head of Berlioz.’
“Are you looking for the turnstile, citizen?” inquired the checked type in a cracked tenor. ‘Come this way!” The precise location of the fateful turnstile remains a mystery for fans of the novel to this day. Having decided to contact the bureau of foreigners, Berlioz headed for the telephone booth on the corner of Ermolaevsky Lane and Malaya Bronnaya Street. By the time the literary man was approaching the turnstile, the tram had already turned and was moving along Bronnaya – so the turnstile was not on the corner but somewhere close further along the street. The location of the tramlines at Patriarch’s Ponds remains to be explained. We know that there was no passenger tram line here, although in numerous publications about Bulgakov and his works there is information about a temporary freight line and about an unofficial depot used to regulate the traffic on the main lines.
According to research by B. Myagkov, on Malaya Bronnaya Street in house 27/14 (on the corner of Malaya Bronnaya and Bolshoy Patriarshy Lane), there was a cooperative shop, Kommunar No. 116, which is supposed to be the grocery shop in which Annushka ‘the Plague’ bought the sunflower oil.

Место, где Аннушка разлила масло

Малая Бронная улица
Станция метро «Маяковская»
Предположительное место гибели председателя МАССОЛИТа Михаила Берлиоза в романе «Мастер и Маргарита»: «Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. ...Трамвай накрыл Берлиоза, и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. ...Это была отрезанная голова Берлиоза».
«Турникет ищете, гражданин? — треснувшим тенором осведомился клетчатый тип, — сюда пожалуйте!» Точное расположение злосчастного турникета до сих пор остается загадкой для любителей романа. Решив связаться с бюро иностранцев, Берлиоз отправился к телефону-автомату на углу между Ермолаевским переулком и Малой Бронной улицей. К тому моменту, когда литератор подошел к турникету, трамвай уже повернул и двигался по Бронной — следовательно, турникет располагался не на углу, а где-то рядом, вдоль улицы. Не до конца выясненным остается и расположение трамвайных путей на Патриарших прудах. Известно, что пассажирской трамвайной ветки здесь не было, однако в ряде булгаковедческих публикаций приводятся справки о временной грузовой линии, а также о неофициальном депо, куда летом приходили пассажирские трамваи для разгрузки основных линий.
Согласно исследованиям Б. Мягкова, на Малой Бронной улице, в доме № 27/14 (угол Малой Бронной и Большого Патриаршего переулка), в то время располагался кооперативный магазин «Коммунар» № 116 — это, предположительно, та бакалея, где Аннушка-Чума купила подсолнечное масло.
Читать также:
  • адрес

    Дом друзей Булгакова Топлениновых, он же подвал Мастера

    Прототипом подвала Мастера принято считать комнаты в нижнем этаже дома № 9 в Мансуровском переулке. Здесь, в этом доме жили знакомые и друзья Булгакова (братья Топлениновы, С. Ермолинский и М. Чимишкиан), к которым он часто заходил в гости.
  • адрес

    Новодевичий монастырь

    Монастырь, известный с двадцатых годов XVI века, был основан Великим князем всея Руси Василием III. Девичье поле, на котором расположен монастырь, получило название от того, что во времена монгольского ига здесь отбирали девушек для отправки их вместе с данью татарским ханам. «Пряничные башни Девичьего монастыря» — последнее, что видят Воланд и его свита, перед тем как покинуть город.
  • адрес

    Патриаршие пруды

    Как известно, здесь начинается роман «Мастер и Маргарита». Здесь же излюбленное место прогулок: когда-то — самого писателя с друзьями, а сегодня — поклонников Булгакова. С 1932 по 1994 гг. пруды назывались Пионерскими.