Малый театр России

Театральный проезд, 1
Один из старейших отечественных театров. Здание было построено в 1824 году по проекту архитекторов О. И. Бове и А. Ф. Элькинского (впоследствии перестраивалось). Здание Малого театра — единственное сохранившееся от первоначального классицистического ансамбля Театральной площади. Малый театр был запечатлен Булгаковым в романе «Записки покойника» как Старый театр.
Закончив службу в прифронтовых госпиталях в Каменец-Подольском и Черновцах, Михаил Афанасьевич в сентябре 1916 года отправился с Татьяной Лаппой в Москву для нового назначения. Булгаковы пробыли в городе всего несколько дней — с 20 по 22 сентября. В разговоре с Л. Паршиным Лаппа вспоминала: «Ой, тогда Москва такая деревня была! В театр мы там сходили, в Малый… Не помню, что смотрели, но вот зонтик я там забыла. Хороший такой зонтик, черный с янтарной ручкой…» 21 сентября 1916 года в Малом театре давали водевиль Н. А. Григорьева-Истомина «Семья Пучковых и собака» (режиссер С. Н. Фохт) — возможно, именно на этом спектакле побывали Булгаковы.
Читать также:
  • адрес

    Воспитательный дом (редакция газеты «Гудок» в 1920-е гг.)

    Построенное в XVIII веке учреждение для сирот после революции превратилось в Дворец Труда. Здесь, в первой половине 1920-х гг. Булгаков работал вместе с И. Ильфом, В. Катаевым, Ю. Олешей и др. — в редакции газеты «Гудок». О работе в «Гудке» (правда, под другим названием) Булгаков рассказывает в «Записках покойника» и повести «Тайному другу».
  • адрес

    Адрес Зинаиды Васильевны и Владимира Евгеньевича Коморских

    Бывший доходный дом О. Н. Волобуевой был построен в 1914 году по проекту архитектора В. Д. Глазова. В этом доме жил адвокат Владимир Коморский, с которым Булгаков познакомился в 1922 году и с тех пор с удовольствием бывал у него в гостях.
  • адрес

    Театр Мейерхольда

    В Театре Мейерхольда Булгаков был в начале зимы 1927 года вместе со своей второй женой Л. Е. Белозерской на генеральной репетиции «Ревизора». Постановка ему решительно не понравилась, как писала Л. Е. Белозерская: «Такое самовольное вторжение в произведение искажает замысел автора». 7 февраля 1927 года Булгаков вопреки своим правилам пришел на громкий диспут в Театре Мейерхольда «Любовь Яровая» — «Дни Турбиных», чтобы посмотреть на ненавистного критика А. Орлинского. В мае 1927 года Мейерхольд, узнав, что Булгаков пишет новую пьесу («Бег»), обратился к нему с просьбой дать что-нибудь новое для его театра. В ответном письме Булгаков отказал режиссеру — театральная техника Мейерхольда была ему крайне чужда. Впрочем, язвительные отзывы о творчестве режиссера появились в прозе Булгакова гораздо раньше — в начале 1920-х годов.