Адрес Владимира Ивановича Немировича-Данченко

Глинищевский (Немировича-Данченко) переулок, 5/7
Станция метро «Пушкинская»
В этом доме с 1938 по 1943 год жил режиссер Владимир Иванович Немирович-Данченко. Здесь 9 августа 1939 года Булгаков обсуждал с режиссером пьесу о Сталине «Батум». После беседы Булгаков вместе с Еленой Сергеевной и артистами МХАТа 14 августа отправился в Батуми за сбором дополнительного материала, но уже в Туле сошел с поезда и вернулся обратно.
По свидетельству Е. С. Булгаковой, идея написать пьесу о Сталине появилась у драматурга еще в 1936 году. В. Виленкин вспоминал, что, когда в первый раз шел разговор о пьесе, Булгаков сказал: «Нет, это рискованно для меня. Это плохо кончится». И все же он согласился — в конце 1938 года был заключен договор с МХАТом на создание будущей пьесы «Батум». К концу июля была готова пьеса о молодом Сталине, изгнанном из духовной семинарии и возглавившем батумскую стычку начала 1900-х годов. Пьеса получила одобрительные отзывы родственников и друзей писателя, театральных критиков и артистов МХАТа. Премьера планировалась к декабрю 1939 года, к 60-летию Сталина. Разговор в квартире Немировича-Данченко (там же присутствовал и режиссер В. Сахновский) оставил у Булгакова смешанные чувства; Елена Сергеевна записала в дневнике: «У меня осталось впечатление, что ничего они не поняли в пьесе, что ставить, конечно, может по-настоящему только М. А., но что — самое главное — они вообще не режиссеры». 14 августа 1939 года по поручению Немировича-Данченко группа артистов МХАТа во главе с Булгаковым отправилась в Батуми и Тбилиси для сбора материала (фольклор, пейзажные зарисовки). Однако спустя несколько часов в Серпухове группа получила телеграмму-молнию: «Надобность поездки отпала, возвращайтесь Москву». Впоследствии выяснилось, что от главного героя пьесы пришел резко отрицательный отзыв. После запрета пьесы «Батум» у Булгакова наступило резкое ухудшение здоровья — его поразил нефросклероз, от которого писатель скончался в марте 1940 года.
Читать также:
  • адрес

    МХАТ

    Со МХАТом Булгакова связывали сложные многолетние отношения, отчасти описанные им в романе «Записки покойника». Здесь 5 октября 1926 г. состоялась премьера «Дней Турбиных». «Бег», «Кабала святош», «Батум» и многие другие пьесы были написаны именно для МХАТа, а в 1930 г. Булгаков был зачислен туда ассистентом режиссера. Кстати, переулок во времена Булгакова так и назывался — Проезд Художественного театра.
  • адрес

    Театр Мейерхольда

    В Театре Мейерхольда Булгаков был в начале зимы 1927 года вместе со своей второй женой Л. Е. Белозерской на генеральной репетиции «Ревизора». Постановка ему решительно не понравилась, как писала Л. Е. Белозерская: «Такое самовольное вторжение в произведение искажает замысел автора». 7 февраля 1927 года Булгаков вопреки своим правилам пришел на громкий диспут в Театре Мейерхольда «Любовь Яровая» — «Дни Турбиных», чтобы посмотреть на ненавистного критика А. Орлинского. В мае 1927 года Мейерхольд, узнав, что Булгаков пишет новую пьесу («Бег»), обратился к нему с просьбой дать что-нибудь новое для его театра. В ответном письме Булгаков отказал режиссеру — театральная техника Мейерхольда была ему крайне чужда. Впрочем, язвительные отзывы о творчестве режиссера появились в прозе Булгакова гораздо раньше — в начале 1920-х годов.
  • адрес

    Театр Корша

    Известный московский театр, основанный антрепренером Федором Адамовичем Коршем в 1882 году. С начала 1920-х театр несколько раз менял свое название («3-й театр РСФСР. Комедия», Московский драматический театр и т. д.). В 1933 году театр был расформирован, а в его здании расположился филиал МХАТа. Театр Ф. А. Корша был упомянут Булгаковым в повести «Роковые яйца» и запечатлен в романе «Записки покойника» как театр Шлиппе. В настоящее время здесь находится Государственный театр наций.