Bulgakov
Museum

Download our new free mobile app BULGAKOV MAP for IOS / Android

Mikhail Bulgakov Museum

10 Bolshaya Sadovaya Street, flat 50
Subway station «Mayakovskaya»
In this flat, which is most famous for being the place where the events in the novel The Master and Margarita unfold, Mikhail Afanasevich Bukgakov lived from autumn 1921 to summer 1924. In November 1924, he deregistered himself from his living quarters and left for good. After the revolution, Ilya Pigit’s flat block was nationalised and workers were settled in it. Sixteen people (including the famous Annushka) lived in flat 50 together with the writer and his wife T. Lappa. Here Bulgakov wrote his novel The White Guard and the short stories Diaboliad and The Fatal Eggs, as well as many essays and satirical pieces.
The rowdy inhabitants of the communal flat tormented Bulgakov and hindered his work. Bulgakov made this telling entry in his diary in October 1923: ‘Today they started heating the flat for the first time. I spent the whole evening sealing the windows. The first night of heating was marked by the fact that the famous Annushka left the kitchen window wide open. I have positively no idea what to do with the scoundrels who live in this flat.’ The story No. 13 – Elpit-Rabkommuna House is dedicated to the very house itself, and the scandalous neighbours became literary figures. For example, the famous Annushka – who caused Berlioz’s death (The Мaster and Margarita) – actually lived in flat 50 and the characters of Shvonder (Heart of a Dog) and his accomplices were taken from real members of the worker’s commune in house 10 with whom Bulgakov had to deal with on more than one occasion. Although the writer moved in autumn 1924, the famous house remained a constant feature in his writing. The dual life of Maksudov from the late autobiographical novel Theatrical Novel (1936) – spending his days at an uninteresting job and his nights at his writing desk – was thought up by Bulgakov from his memories of the hated communal flat. Woland and his retinue became the last inhabitants of the ‘unpleasant flat’.
In the summer of 1924, Mikhail Bulgakov and his first wife Tatyana Lappa moved from the ‘awful flat’ 50, to flat 34, which Artur and Maria Manasevich occupied. In the autumn of 1924, M. Bulgakov collected his things and finally moved from 10 Bolshaya Sadovaya. Tatyana Lappa remained in flat 34, and then moved to flat 26, where she lived until 1942.

In the summer of 1924, Bulgakov’s romance with Liubov Belozerskaya (the writer’s future second wife) unfolded. He did not want to leave Lappa alone in the unpleasant flat 50 and found her a peaceful room with quiet neighbours. As Tatyana Lappa later recalled, Artur Manasevich was very scared of having workers forced upon him and decided to fill his house with people himself. The house manager, I. Sakizchi, advised him to choose the intellectual Bulgakovs as dwellers. They moved their things in with him, in a room with a window looking out onto the wall of some art studios. Bulgakov himself lived with Liubov Belozerskaya in the summer of 1924 in School 48 named after Nikolay Bukharin on Herzen Street (nowadays, Bolshaya Nikitskaya), where his sister Nadezhda (the director of the school) put him up.

Tatyana Lappa remembered, ‘The window looked directly onto a wall and there was never any sunlight. I told Artur, and he replied, ‘But what do you need sunlight for?’ There were three doors in the room: one onto the corridor, one to the kitchen and one to the dining room, which I blocked off with a table (we brought all our furniture from flat 50 here’.

More about the museum on our website bulgakovmuseum.ru

Carlos Hyde Jersey Москва Булгакова | Адреса

Музей Михаила Булгакова

Большая Садовая улица, дом 10, квартира 50
Станция метро «Маяковская»
В этой квартире, известной прежде всего потому, что именно здесь разворачиваются действия романа «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков жил с осени 1921 до лета 1924 года. В ноябре 1924 года он выписался с жилплощади и съехал окончательно. Доходный дом И.Д. Пигита после революции был национализирован и заселен рабочими. Вместе с писателем и его женой Т.Н. Лаппа в квартире № 50 жили еще 16 человек (в том числе знаменитая Аннушка). Здесь Булгаков написал роман «Белая гвардия», повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца», множество очерков и фельетонов.
Беспокойные жильцы коммунальной квартиры изводили Булгакова, не давали ему работать. Процитируем только один, впечатляющий, отрывок из его дневника за октябрь 1923 года: «Сегодня впервые затопили. Я весь вечер потратил на замазывание окон. Первая топка ознаменовалась тем, что знаменитая Аннушка оставила на ночь окно в кухне настежь открытым. Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру». Самому дому был посвящен рассказ «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна», а скандальные соседи превратились в литературных персонажей. Так, например, знаменитая Аннушка — причина гибели Берлиоза — действительно жила в квартире № 50, а характерный портрет Швондера и его помощников списан с реальных членов рабочего жилтоварищества дома № 10, с которыми Булгакову не раз приходилось сталкиваться. И хотя осенью 1924 года писатель переехал, знаменитый дом оставался постоянным героем его прозы. Раздвоенная жизнь Максудова из позднего автобиографического романа «Записки покойника» (1936) — днем на скучной работе, а ночью за письменным столом — сочинена Булгаковым по воспоминаниям о той самой ненавистной коммуналке. Последними обитателями «нехорошей квартиры» стали Воланд и его свита в романе «Мастер и Маргарита».
Летом 1924 года Михаил Булгаков и его первая жена Татьяна Лаппа из «кошмарной квартиры» № 50 переехали в квартиру № 34, которую занимали Артур Борисович и Мария Яковлевна Манасевичи. Осенью 1924 года М. Булгаков собрал вещи и окончательно съехал с Большой Садовой, 10. Татьяна Лаппа осталась жить в квартире № 34, а затем переехала в квартиру № 26, где и прожила до 1942 года.

Летом 1924 года у Булгакова развивался роман с Л. Е. Белозерской (будущей второй женой писателя) — он не хотел оставлять Татьяну Николаевну одну в жуткой квартире № 50 и подыскивал ей тихую комнату со спокойными соседями. Артур Борисович Манасевич, как вспоминала позднее Т. Н. Лаппа, очень боялся принудительного уплотнения рабочими и решил уплотниться сам. Домоуправляющий И. Сакизчи посоветовал ему выбрать в жильцы интеллигентных Булгаковых, которые и переехали к нему, в подъезд напротив, со всеми своими вещами, в комнату, выходящую окном на стену художественных мастерских. Сам Булгаков летом 1924 года жил с Л. Е. Белозерской в школе № 48 им. Н. Бухарина на улице Герцена (ныне Большая Никитская), куда его устроила сестра Надежда (директор этой школы).

Т. Н. Лаппа вспоминала: «Окно прямо в стенку выходило, никогда солнца не было. Я Артуру говорила, а он: „А зачем тебе солнце?“ В комнате три двери было: одна в коридор, одна в кухню и еще одна в столовую — я ее столом загораживала (мебель мы всю из 50-й квартиры сюда перевезли)».

Подробнее о музее на сайте bulgakovmuseum.ru

Подробнее о квартире №50 на сайте dom10.bulgakovmuseum.ru

Читать также:
  • адрес

    Место, где Аннушка разлила масло

    Предположительное место гибели председателя МАССОЛИТа Михаила Берлиоза в романе «Мастер и Маргарита»: «Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. ...Трамвай накрыл Берлиоза, и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. ...Это была отрезанная голова Берлиоза».
  • адрес

    Адрес машинистки Булгакова Ирины Сергеевны Раабен

    Ирина Раабен была первой машинисткой писателя и печатала всю его прозу до весны 1924 г. Именно здесь, в угловом доме в большой шестикомнатной квартире, шестью окнами выходившей на Тверскую, а четырьмя во двор, Булгаков диктовал письмо к Н. Крупской с просьбой о помощи — жилтоварищество дома 10 по Большой Садовой отказывалось его прописать в квартире № 50. Сегодня на месте того дома расположен Концертный зал им. Чайковского.
  • маршрут

    В поисках особняка Маргариты

 Josh Rosen Jersey