Дом Пашкова

Улица Воздвиженка, 3/5, строение 1
Станция метро «Боровицкая»
С крыши дома Пашкова (построен в 1784-1786 гг. предположительно В.И. Баженовым), расположенного на углу Знаменки и Моховой, Воланд обозревал панораму Москвы. Отсюда герои романа наблюдают пожар в «Грибоедове», устроенный Коровьевым и Бегемотом. Здесь же определилась судьба Мастера и Маргариты.
В романе Булгакова это здание названо «одним из самых красивых в Москве». Подтверждая это, Е. С. Булгакова вспоминала, что Пашков дом и его окрестности — одно и самых любимых мест писателя в городе. Осенью 1921 года Булгаков планировал создание пьесы о Распутине и обращался за периодикой 1917 года в Румянцевский музей. Работая над материалами для произведений в конце 1920-х — начале 1930-х годов, Булгаков часто посещал Государственную библиотеку в качестве читателя (в архиве писателя имеются читательские билеты на посещение библиотеки). В «Мастере и Маргарите» Воланд утверждает, что был приглашен в Госбиблиотеку для расшифровки рукописей чернокнижника Герберта Аврилакского. В одной из редакций романа (1932–1936 годов) Булгаков подробно описывал дом Пашкова: после сцены на крыше особняка Воланд и его свита, минуя читальные залы и гардероб, оказывались во внутреннем дворике.
Также дом Пашкова упоминается в булгаковском очерке «Птицы в мансарде» — студенты и педагоги посещают Румянцевский музей для того, чтобы воспользоваться уборной, поскольку студенческие общежития непригодны для существования.
Читать также:
  • маршрут

    По следам героев романа «Мастер и Маргарита»

  • маршрут

    В поисках особняка Маргариты

  • адрес

    Воробьевы горы

    Это место Булгаков описал в рассказе «Сорок сороков»: «Я мечтаю, как летом взлезу на Воробьевы, туда, откуда глядел Наполеон, и посмотрю, как горят сорок сороков на семи холмах, как дышит, блестит Москва. Москва-мать». И отсюда много лет спустя Воланд и его свита в финале «Мастера и Маргариты» отправились в путь из Москвы. С 1935 по 1999 год горы назывались Ленинскими.