Адрес машинистки Булгакова Ирины Сергеевны Раабен

Триумфальная площадь, 4
Станция метро «Маяковская»
Ирина Раабен была первой машинисткой писателя и печатала всю его прозу до весны 1924 г. Именно здесь, в угловом доме в большой шестикомнатной квартире, шестью окнами выходившей на Тверскую, а четырьмя во двор, Булгаков диктовал письмо к Н. Крупской с просьбой о помощи — жилтоварищество дома 10 по Большой Садовой отказывалось его прописать в квартире № 50. Сегодня на месте того дома расположен Концертный зал им. Чайковского.
Ирина Раабен помогла Булгакову сочинить письмо Н. К. Крупской (в то время Крупская руководила Главполитпросветом, и два месяца Булгаков был ее подчиненным). Булгаков просил помощи с пропиской — председатель правления жилтоварищества дома № 10 на Большой Садовой угрожал Булгакову милицией и выселением. Письмо от Крупской подействовало незамедлительно — Булгакову тут же выдали ордер на комнату и прописали. Эти события Булгаков описал в рассказе «Воспоминание» (1924), о ненавистном жилтовариществе вспоминала и первая жена Булгакова Т. Н. Лаппа: «В домоуправлении были горькие пьяницы, они все ходили к нам, грозили выписать Андрея и нас не прописывали, хотели, видно, денег, а у нас не было».
Читать также:
  • маршрут

    По следам героев романа «Мастер и Маргарита»

  • адрес

    Дом страхового общества «Россия» (ЛИТО Главполитпросвета Наркомпроса)

    С 1 октября по 1 декабря 1921 г. Булгаков работал секретарем Литературного отдела Главного политико-просветительского комитета Народного комиссариата просвещения, возглавляемого женой Ленина — Н. Крупской. Об этом времени Булгаков писал в «Записках на манжетах». А бесконечные коридоры ЛИТО, наряду с коридорами дома Нирнзее и Дворца Труда, можно узнать в повести «Дьяволиада».
  • адрес

    Театр Мейерхольда

    В Театре Мейерхольда Булгаков был в начале зимы 1927 года вместе со своей второй женой Л. Е. Белозерской на генеральной репетиции «Ревизора». Постановка ему решительно не понравилась, как писала Л. Е. Белозерская: «Такое самовольное вторжение в произведение искажает замысел автора». 7 февраля 1927 года Булгаков вопреки своим правилам пришел на громкий диспут в Театре Мейерхольда «Любовь Яровая» — «Дни Турбиных», чтобы посмотреть на ненавистного критика А. Орлинского. В мае 1927 года Мейерхольд, узнав, что Булгаков пишет новую пьесу («Бег»), обратился к нему с просьбой дать что-нибудь новое для его театра. В ответном письме Булгаков отказал режиссеру — театральная техника Мейерхольда была ему крайне чужда. Впрочем, язвительные отзывы о творчестве режиссера появились в прозе Булгакова гораздо раньше — в начале 1920-х годов.