Журнал «Безбожник»

Столешников переулок, 3
Журнал «Безбожник» (наряду с изданиями «Антирелигиозник», «Атеист», «Воинствующий атеизм» и другими), издававшийся с 1923 по 1941 годы, был самым известным антирелигиозным журналом. Из дневника Булгакова следует, что он заходил в редакцию журнала 5 января 1925 года, чтобы достать несколько номеров.
В рамках антирелигиозной политики в 1920-е годы в СССР не только изымались церковные ценности, вводились «комсомольские» Рождество и Пасха. Антирелигиозный уклон чувствовался и в литературе, в частности, в стихотворениях В. Маяковского, Ю. Олеши и Д. Бедного. За «литературным богоборчеством» последнего Булгаков активно следил (в архиве писателя сохранились газетные вырезки) — это, по мысли булгаковедов, повлияло на замысел «закатного романа». Посетив редакцию «Безбожника», Булгаков оставил запись в дневнике: «Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера „Безбожника“, был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне. Соль в идее: ее можно доказать документально — Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены». В романе «Мастер и Маргарита» по заказу председателя МАССОЛИТа Михаила Берлиоза поэт Бездомный сочинил антирелигиозную поэму, в которой Иисус был снабжен отрицательными чертами, однако получился «совершенно живой», что вызвало недовольство редактора и последующий разговор на Патриарших прудах. В черновиках романа (1928–1929 годов) Берлиоз заведовал журналом «Богоборец», а буфетчик после встречи с Воландом отправился в храм, но обнаружил там аукционный зал; в другой редакции (1934 года) среди обитателей литераторского ресторана упоминался Богохульский. В сотрудничестве с «Безбожником» признавался и Пончик-Непобеда, герой булгаковской пьесы «Адам и Ева»: «Господи! (Крестится.) Прости меня за то, что я сотрудничал в „Безбожнике“. Прости, дорогой Господи! Перед людьми я мог бы отпереться, так как подписывался псевдонимом, но тебе не совру — это был именно я! Я сотрудничал в „Безбожнике“ по легкомыслию. Скажу тебе одному, Господи, что я верующий человек до мозга костей и ненавижу коммунизм».
Читать также:
  • адрес

    Особняк С.П.Рябушинского

    Самое знаменитое здание московского модерна — особняк, построенный архитектором Федором Шехтелем для предпринимателя и коллекционера Степана Рябушинского, — среди популярных кандидатов на звание дома Маргариты.
  • адрес

    Вероятное место знакомства Мастера и Маргариты

    Здесь предположительно познакомились главные герои романа «Мастер и Маргарита»: «Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно». А неподалеку отсюда, в одном из домов в начале Большого Гнездниковского переулка состоялась, возможно, первая встреча Булгакова с его будущей третьей женой.
  • адрес

    Гостиница «Метрополь»

    Знаменитая гостиница была построена в 1901 году по проекту архитекторов Л. Н. Кекушева, В. Ф. Валькота и других. Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна неоднократно бывали в «Метрополе» на банкетах и приемах, обедали и ужинали вместе с семьями Петра Вильямса, Сергея Ермолинского, Бориса Эрдмана и другими.