Журнал «Безбожник»

Столешников переулок, 3
Журнал «Безбожник» (наряду с изданиями «Антирелигиозник», «Атеист», «Воинствующий атеизм» и другими), издававшийся с 1923 по 1941 годы, был самым известным антирелигиозным журналом. Из дневника Булгакова следует, что он заходил в редакцию журнала 5 января 1925 года, чтобы достать несколько номеров.
В рамках антирелигиозной политики в 1920-е годы в СССР не только изымались церковные ценности, вводились «комсомольские» Рождество и Пасха. Антирелигиозный уклон чувствовался и в литературе, в частности, в стихотворениях В. Маяковского, Ю. Олеши и Д. Бедного. За «литературным богоборчеством» последнего Булгаков активно следил (в архиве писателя сохранились газетные вырезки) — это, по мысли булгаковедов, повлияло на замысел «закатного романа». Посетив редакцию «Безбожника», Булгаков оставил запись в дневнике: «Когда я бегло проглядел у себя дома вечером номера „Безбожника“, был потрясен. Соль не в кощунстве, хотя оно, конечно, безмерно, если говорить о внешней стороне. Соль в идее: ее можно доказать документально — Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены». В романе «Мастер и Маргарита» по заказу председателя МАССОЛИТа Михаила Берлиоза поэт Бездомный сочинил антирелигиозную поэму, в которой Иисус был снабжен отрицательными чертами, однако получился «совершенно живой», что вызвало недовольство редактора и последующий разговор на Патриарших прудах. В черновиках романа (1928–1929 годов) Берлиоз заведовал журналом «Богоборец», а буфетчик после встречи с Воландом отправился в храм, но обнаружил там аукционный зал; в другой редакции (1934 года) среди обитателей литераторского ресторана упоминался Богохульский. В сотрудничестве с «Безбожником» признавался и Пончик-Непобеда, герой булгаковской пьесы «Адам и Ева»: «Господи! (Крестится.) Прости меня за то, что я сотрудничал в „Безбожнике“. Прости, дорогой Господи! Перед людьми я мог бы отпереться, так как подписывался псевдонимом, но тебе не совру — это был именно я! Я сотрудничал в „Безбожнике“ по легкомыслию. Скажу тебе одному, Господи, что я верующий человек до мозга костей и ненавижу коммунизм».
Читать также:
  • адрес

    Воробьевы горы

    Это место Булгаков описал в рассказе «Сорок сороков»: «Я мечтаю, как летом взлезу на Воробьевы, туда, откуда глядел Наполеон, и посмотрю, как горят сорок сороков на семи холмах, как дышит, блестит Москва. Москва-мать». И отсюда много лет спустя Воланд и его свита в финале «Мастера и Маргариты» отправились в путь из Москвы. С 1935 по 1999 год горы назывались Ленинскими.
  • адрес

    Квартира Бориса Сергеевича Штейгера

    Борис Сергеевич Штейгер, по-видимому, послужил одним из прототипов «ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы», а на самом деле «наушника и шпиона» барона Майгеля, застреленного на балу у сатаны в романе «Мастер и Маргарита». Борис Штейгер был знаком с Еленой и Михаилом Булгаковыми — они встречали его иногда в американском посольстве и на светских приемах. Б. С. Штейгер был расстрелян 16 декабря 1937 года.
  • адрес

    Клиника профессора Стравинского

    В романе «Мастер и Маргарита» многие герои после столкновения с нечистой силой оказались в больничных палатах клиники Стравинского: Иван Бездомный, Жорж Бенгальский, Никанор Иванович Босой, весь состав акустической комиссии и другие. Сюда же за четыре месяца до появления Воланда в Москве добровольно пришел Мастер.