Бывший Главрепертком

Чистопрудный бульвар, 6
Станция метро «Чистые пруды»
Булгаков не раз посещал Главный репертуарный комитет, выдававший разрешения на постановку пьес. Каждую пьесу ему приходилось с огромным трудом пробивать через комитет. Некоторые (например, «Бег») были запрещены цензурой, другие с боем, но все же попадали на сцену («Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Багровый остров»).
Главлит (Главное литературное управление по делам литературы и издательств) и Главрепертком были главными врагами Булгакова — с первых своих шагов в литературе ему приходилось противостоять цензуре. Главный репертуарный комитет был образован в составе Наркомата просвещения в феврале 1923 года. При этом верхушка комитета состояла из трех человек — председателя и двух членов, один из которых назначается Главполитпросветом Наркомпроса, а другой Объединенным государственным политическим управлением. Именно ОГПУ категорически возражало против постановки «Дней Турбиных», вокруг которых шли самые кровопролитные бои Булгакова с Главреперткомом. Меньше чем за две недели до премьеры, 24 сентября 1926 года, начальник информационного отдела политконтроля ОГПУ прислал в Главрепертком гневное письмо в ответ на переделки, которые Булгаков под давлением цензуры вносил в текст: «Ввиду того, что эти изменения не меняют основной идеи пьесы — идеализации белого офицерства — ОГПУ категорически возражает против ее постановки». Тем не менее 5 октября 1926 года премьера «Дней Турбиных» все же состоялась.
Читать также:
  • адрес

    Театр Вахтангова

    С Театром Вахтангова связаны три постановки М. Булгакова («Зойкина квартира», «Пушкин» и «Дон Кихот»), но лишь одна из них после долгих сражений с цензурой увидела сцену при жизни автора. Премьера спектакля по пьесе Булгакова «Зойкина квартира» состоялась 28 октября 1926 года и шла с ошеломительным успехом параллельно с «Днями Турбиных» во МХАТе. За сезон 1926/1927 года было сыграно 100 спектаклей (они шли почти каждый день). Премьере предшествовал почти год сложных и драматичных взаимоотношений автора с театром и цензурой.
  • адрес

    Дом Пашкова

    С крыши дома Пашкова (построен в 1784-1786 гг. предположительно В.И. Баженовым), расположенного на углу Знаменки и Моховой, Воланд обозревал панораму Москвы. Отсюда герои романа наблюдают пожар в «Грибоедове», устроенный Коровьевым и Бегемотом. Здесь же определилась судьба Мастера и Маргариты.
  • адрес

    Адрес Владимира Ивановича Немировича-Данченко

    В этом доме с 1938 по 1943 год жил режиссер Владимир Иванович Немирович-Данченко. Здесь 9 августа 1939 года Булгаков обсуждал с режиссером пьесу о Сталине «Батум». После беседы Булгаков вместе с Еленой Сергеевной и артистами МХАТа 14 августа отправился в Батуми за сбором дополнительного материала, но уже в Туле сошел с поезда и вернулся обратно.