Бывший Главрепертком

Чистопрудный бульвар, 6
Станция метро «Чистые пруды»
Булгаков не раз посещал Главный репертуарный комитет, выдававший разрешения на постановку пьес. Каждую пьесу ему приходилось с огромным трудом пробивать через комитет. Некоторые (например, «Бег») были запрещены цензурой, другие с боем, но все же попадали на сцену («Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Багровый остров»).
Главлит (Главное литературное управление по делам литературы и издательств) и Главрепертком были главными врагами Булгакова — с первых своих шагов в литературе ему приходилось противостоять цензуре. Главный репертуарный комитет был образован в составе Наркомата просвещения в феврале 1923 года. При этом верхушка комитета состояла из трех человек — председателя и двух членов, один из которых назначается Главполитпросветом Наркомпроса, а другой Объединенным государственным политическим управлением. Именно ОГПУ категорически возражало против постановки «Дней Турбиных», вокруг которых шли самые кровопролитные бои Булгакова с Главреперткомом. Меньше чем за две недели до премьеры, 24 сентября 1926 года, начальник информационного отдела политконтроля ОГПУ прислал в Главрепертком гневное письмо в ответ на переделки, которые Булгаков под давлением цензуры вносил в текст: «Ввиду того, что эти изменения не меняют основной идеи пьесы — идеализации белого офицерства — ОГПУ категорически возражает против ее постановки». Тем не менее 5 октября 1926 года премьера «Дней Турбиных» все же состоялась.
Читать также:
  • адрес

    Покупка Булгаковым журнала «Россия» с опубликованной в нем частью романа «Белая гвардия»

    Роман «Белая гвардия» Михаила Булгакова был частично опубликован в двух номерах журнала «Россия» (№ 4, декабрь 1924 года, и № 5, апрель 1925 года). Шестой номер с финалом романа так и не вышел — выпуск журнала был приостановлен, а его издатель И. Лежнев выслан из СССР. Несколько лет подряд Булгаков боролся за свой роман, пытаясь вернуть права на него. Попытки оказались безуспешными — роман писателю больше не принадлежал. Добиться его полной публикации в России Михаилу Булгакову так и не удалось.
  • адрес

    Брянский (Киевский) вокзал

    Здание Брянского (ныне Киевского) вокзала было построено в 1914–1918 годах по проекту архитекторов И. И. Рерберга, В. Г. Шухова и других. В двадцатых числах сентября 1921 года Михаил Булгаков приехал в Москву — под знаменитый купол Брянского вокзала — с намерением стать писателем и поселиться здесь навсегда.
  • адрес

    Патриаршие пруды

    Как известно, здесь начинается роман «Мастер и Маргарита». Здесь же излюбленное место прогулок: когда-то — самого писателя с друзьями, а сегодня — поклонников Булгакова. С 1932 по 1994 гг. пруды назывались Пионерскими.