Театр Вахтангова

Улица Арбат, 26
С Театром Вахтангова связаны три постановки М. Булгакова («Зойкина квартира», «Пушкин» и «Дон Кихот»), но лишь одна из них после долгих сражений с цензурой увидела сцену при жизни автора. Премьера спектакля по пьесе Булгакова «Зойкина квартира» состоялась 28 октября 1926 года и шла с ошеломительным успехом параллельно с «Днями Турбиных» во МХАТе. За сезон 1926/1927 года было сыграно 100 спектаклей (они шли почти каждый день). Премьере предшествовал почти год сложных и драматичных взаимоотношений автора с театром и цензурой.
Договор на пьесу был подписан 1 января 1926 года, уже в апреле состоялась первая генеральная репетиция «Зойкиной квартиры», но затем дело застопорилось — от Булгакова требовали переделок, на которых настаивала цензура (Главрепертком) и Совет театра. Измученный и возмущенный Булгаков писал постановщику А. Попову 16 июля: «Я сейчас, испытывая головные боли, очень больной, задерганный и затравленный, сижу над переделкой. Зачем? <…> Если она выйдет хуже первой, да ляжет ответственность на нас всех (Совет в первую голову!)». Осенью на сцене состоялась премьера уже трех-, а не четырехактной пьесы. Это был несомненный успех. Рубен Симонов вспоминал: «В зрительном зале стоял стон, актеры на сцене всхлипывали от смеха». Из-за внешнего давления на театр пьеса была окончательно убрана из репертуара в конце 1920-х годов. Два других опыта сотрудничества Булгакова с Театром Вахтангова оказались неудачными — его пьеса «Пушкин» (в соавторстве с Вересаевым), начатая в 1934 году, в итоге была поставлена на сцене МХАТа только в 1943-м, а инсценировка «Дон Кихота», сданная в театр в сентябре 1938-го, в итоге была впервые представлена в Театре им. А. Н. Островского в Кинешме 27 апреля 1940 года, уже после смерти писателя.
Читать также:
  • адрес

    Бывший Главрепертком

    Булгаков не раз посещал Главный репертуарный комитет, выдававший разрешения на постановку пьес. Каждую пьесу ему приходилось с огромным трудом пробивать через комитет. Некоторые (например, «Бег») были запрещены цензурой, другие с боем, но все же попадали на сцену («Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Багровый остров»).
  • адрес

    Театр Мейерхольда

    В Театре Мейерхольда Булгаков был в начале зимы 1927 года вместе со своей второй женой Л. Е. Белозерской на генеральной репетиции «Ревизора». Постановка ему решительно не понравилась, как писала Л. Е. Белозерская: «Такое самовольное вторжение в произведение искажает замысел автора». 7 февраля 1927 года Булгаков вопреки своим правилам пришел на громкий диспут в Театре Мейерхольда «Любовь Яровая» — «Дни Турбиных», чтобы посмотреть на ненавистного критика А. Орлинского. В мае 1927 года Мейерхольд, узнав, что Булгаков пишет новую пьесу («Бег»), обратился к нему с просьбой дать что-нибудь новое для его театра. В ответном письме Булгаков отказал режиссеру — театральная техника Мейерхольда была ему крайне чужда. Впрочем, язвительные отзывы о творчестве режиссера появились в прозе Булгакова гораздо раньше — в начале 1920-х годов.
  • адрес

    Театр Корша

    Известный московский театр, основанный антрепренером Федором Адамовичем Коршем в 1882 году. С начала 1920-х театр несколько раз менял свое название («3-й театр РСФСР. Комедия», Московский драматический театр и т. д.). В 1933 году театр был расформирован, а в его здании расположился филиал МХАТа. Театр Ф. А. Корша был упомянут Булгаковым в повести «Роковые яйца» и запечатлен в романе «Записки покойника» как театр Шлиппе. В настоящее время здесь находится Государственный театр наций.