Адрес Ивана Васильевича из «Записок покойника»

Сивцев Вражек, дом 27
Станция метро «Смоленская»
В этот дом Михаил Булгаков поселил героя романа «Записки покойника» («Театральный роман») режиссера Ивана Васильевича (общепризнанный прототип — К. С. Станиславский). В романе именно здесь драматург Сергей Максудов читал ему пьесу «Черный снег».
Отношения Максудова с Иваном Васильевичем в романе сложны, такими они были и между Булгаковым и Станиславским. Драматург и режиссер признавали талант друг друга, однако между ними часто возникали творческие разногласия. Станиславский отмечал литературное, режиссерское и даже актерское дарование Булгакова, был рад его приходу на работу во МХАТ. Однако в первой половине 1930-х годов все это перечеркнула история с постановкой пьесы «Мольер». Эту драму театр репетировал почти пять лет — в рваном темпе: репетиции то затягивались, то прекращались, то внезапно возобновлялись. В письме к П. Попову от 14 марта 1935 года Булгаков сообщал: «Теперь накомандовал Станиславский… В присутствии актеров (на пятом году!) он стал мне рассказывать о том, что Мольер гений и как этого гения надо описывать в пьесе. Актеры хищно обрадовались и стали просить увеличивать им роли. Мною овладела ярость». Пьеса была поставлена во МХАТе в феврале 1936 года и вскоре снята в рамках «борьбы с формализмом». В сентябре оскорбленный драматург покинул МХАТ. Отношения возобновились в 1938 году, после смерти Станиславского — драматургу предложили написать пьесу о Сталине. С разницей в полтора года режиссер и писатель были похоронены на Новодевичьем кладбище друг напротив друга.
Читать также:
  • адрес

    Адрес актера МХАТа Владимира Августовича Степуна

    После громких скандалов вокруг пьесы «Дни Турбиных», последовательных запрещений, разрешений, писем из ОГПУ и Наркомпроса 5 октября 1926 года в МХАТе все-таки состоялась долгожданная премьера. Актер Художественного театра Владимир Августович Степун предоставил свою квартиру для праздничного банкета по случаю премьеры — в маленьких комнатах Булгакова разместить всех гостей было невозможно.
  • адрес

    Дом, где Михаил Булгаков жил в 1926–1927 годах

    Здесь, в несохранившемся маленьком особняке, М. Булгаков и Л. Белозерская занимали две комнаты с конца июня 1926 года до августа 1927 года. В то время Булгаков работал над пьесами «Багровый остров» и «Бег».
  • адрес

    Бывший Главрепертком

    Булгаков не раз посещал Главный репертуарный комитет, выдававший разрешения на постановку пьес. Каждую пьесу ему приходилось с огромным трудом пробивать через комитет. Некоторые (например, «Бег») были запрещены цензурой, другие с боем, но все же попадали на сцену («Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Багровый остров»).